28 октября 2021, четверг
Областные новости
28.10.2021
Активисты партии будут оказывать помощь врачам и медицинским учреждениям, а также гражданам на самоизоляции
27.10.2021
К имеющимся 100 инфекционным койкам, развернутых на базе санатория им. Володарского, дополнительно открывают еще 100 коек для долечивания пациентов с новой коронавирусной инфекцией.

Региональный инвестиционный стандарт

Нет спайсу

Календарь праздников">

В помощь предпринимателям

Яндекс.Метрика

ОБРАЗОВАНИЕ

07.10.2021

Я – Учитель!

В честь праздника Дня учителя предлагаем вам эссе-размышление о профессии педагога Лауреата регионального конкурса «Учитель года-2021», учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №4 города Сердобска Елены Алексеевны Лисенковой.
Я - учитель! Вот уже 38 лет я с гордостью произношу эту фразу. Эти лаконичные, емкие, всеобъемлющие слова. В них все: школьные годы, первая встреча с любимым учителем, средняя и старшая школа, любовь к урокам словесности, первый осознанный выбор дальнейшего пути, встреча с мудрыми людьми, которые предопределили мой путь в профессию, годы учебы, первый урок в школе в статусе учителя, детские любопытные глаза и сомнение: смогу ли стать настоящим УЧИТЕЛЕМ - УЧИТЕЛЕМ с большой буквы? Прошло 38 лет, и я понимаю: я выбрала правильный путь, я люблю детей, Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ПРОФЕССИЮ! Я - УЧИТЕЛЬ!
Какие же качества необходимы человеку, чтобы стать учителем? Думаю, что первое и самое необходимое качество - это безусловная любовь к детям. Безусловная - то есть, без всяких условий, любовь ко всем. Вспоминаю свое детство. Вечер. Я укладываюсь спать и собираю по дому все свои немногочисленные игрушки: они умещаются на стуле перед кроватью. И каждую игрушку я укладываю спать: и новую куклу Милу в красивом платье и сафьяновых пинетках, которую с первой зарплаты купила мне старшая сестра, и куклу Наташу из потрескавшейся старой облезлой резины, которую я нашла в амбаре за ларем с мукой... И кукле Наташе я отведу место получше, пожалею ее, потому что жизнь у нее и так невеселая...
Любовь к своим игрушкам в детстве, наверное, естественное чувство, а вот любовь учителя к детям - необходимое условие его работы, требующее и знаний их психологии и физиологии, и душевных усилий. Но, если нет этой любви, трудно быть учителем, лучше выбрать себе другую профессию...
Бывает так, что полюбить ребенка трудно, ведь полюбить его - не значит принять все его шалости, капризы, а порою и дерзости. Вспоминаются слова Шалвы Александровича Амонашвили, автора идеи гуманной педагогики. Он говорит, что на ребенка нужно смотреть через призму времени и видеть его не таким, какой он сейчас, а таким, какой он будет через пятнадцать лет. А через пятнадцать лет он встретится с вами и поздоровается радостно, потому что вы - часть его биографии, часть его детства, где вы его, лодыря и хулигана, любили, учили и пытались наставить на истинный путь...
Да, через пятнадцать лет, он, может, и подбежит ко мне радостно, и, может, даже извинится за свое поведение, но что делать с ним сегодня, сейчас? - спросите вы. Главное, не ошибиться. Это он, ребенок, имеет право на ошибку, а мы, взрослые, нет. Вспомним еще раз Амонашвили, который советует обращаться к совести ребенка - к его чистой, еще ничем тяжким не обремененной совести. Нужно суметь пробудить ее, чтобы ребенок понял, что вы его ругаете не потому, что он плохой и вы его не любите, а потому, что он поступил плохо и вы за него переживаете.
Дети - это лучшая часть человечества, ибо они олицетворяют его поступательное движение вперед, его развитие, его прогресс. Они должны быть лучше нас, ибо они - наше будущее. Учеба - это ежедневный и, прямо скажем, нелегкий труд, и поэтому он должен быть интересным. Да, им должен управлять вечный двигатель детства - естественный детский интерес. Вспомним слова М.Волошина:
Ребенок - непризнанный гений
Средь буднично серых людей.
Вспомним и великого Толстого, считавшего, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Задача учителя не может сводиться к передаче интеллектуального капитала молодому поколению, ибо сегодня это капитал, а завтра - устаревший хлам, оставшийся во вчерашнем дне. Научить ученика учиться, черпать знания из окружающего информационного поля - вот в чем я всегда видела свою задачу как педагога. Именно это позволяет выпускать из школы не только образованных, но и интересных, конкурентоспособных людей, умеющих ставить жизненные цели и вырабатывать алгоритм их достижения.
«Усилиями» собственной «мысли» позволяет приобретать знания технология научно-исследовательской учебной деятельности, которая для меня является ведущей.
Конечно, какой бы эффективной ни была та или иная технология, она одна не может быть педагогической панацеей, делающей любого учителя совершенным, а любого ученика - талантливым. Однако бесспорно то, что каждый ребенок имеет врожденные задатки, которые можно развить в способности. Бесспорно и то, что выявить их и работать над развитием нелегко, но только так обучение из скучного и трудоемкого процесса превратится в творчество — совместное творчество ученика и учителя, приносящее одному удовольствие, а другому - удовлетворение.
Я преподаю в школе русский язык и литературу. Великий русский язык – плод коллективного сознания великого народа, и русскую литературу – сокровищницу общечеловеческих ценностей, высокой нравственности и гуманизма. Обучая детей этим предметам, всегда ставлю перед собой сверхзадачу: мои ученики должны понимать высказывание Тургенева из известного стихотворения в прозе «Русский язык». «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - вот оно, это высказывание.
Погружаясь в стихию родного языка или произведения отечественной классики, созданного на нем, ребенок должен ощущать гордость за свою причастность к народу, сумевшему создать «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Где же, как не на наших уроках, маленький человечек должен становиться Человеком, гражданином и патриотом своей страны? Где же он должен постигать и проецировать на себя особенности национального русского характера?! Понимать нравственный потенциал русского православия?
За тридцать с лишним лет мне ни разу не пришла в голову мысль оставить мою профессию, я ни разу ей не изменила. Так, в меру моих сил и способностей, я служу Отечеству.
Елена Лисенкова

 

В честь праздника Дня учителя предлагаем вам эссе-размышление о профессии педагога Лауреата регионального конкурса «Учитель года-2021», учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №4 города Сердобска Елены Алексеевны Лисенковой.

Я - учитель! Вот уже 38 лет я с гордостью произношу эту фразу. Эти лаконичные, емкие, всеобъемлющие слова. В них все: школьные годы, первая встреча с любимым учителем, средняя и старшая школа, любовь к урокам словесности, первый осознанный выбор дальнейшего пути, встреча с мудрыми людьми, которые предопределили мой путь в профессию, годы учебы, первый урок в школе в статусе учителя, детские любопытные глаза и сомнение: смогу ли стать настоящим УЧИТЕЛЕМ - УЧИТЕЛЕМ с большой буквы? Прошло 38 лет, и я понимаю: я выбрала правильный путь, я люблю детей, Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ПРОФЕССИЮ! Я - УЧИТЕЛЬ!

Какие же качества необходимы человеку, чтобы стать учителем? Думаю, что первое и самое необходимое качество - это безусловная любовь к детям. Безусловная - то есть, без всяких условий, любовь ко всем. Вспоминаю свое детство. Вечер. Я укладываюсь спать и собираю по дому все свои немногочисленные игрушки: они умещаются на стуле перед кроватью. И каждую игрушку я укладываю спать: и новую куклу Милу в красивом платье и сафьяновых пинетках, которую с первой зарплаты купила мне старшая сестра, и куклу Наташу из потрескавшейся старой облезлой резины, которую я нашла в амбаре за ларем с мукой... И кукле Наташе я отведу место получше, пожалею ее, потому что жизнь у нее и так невеселая...

Любовь к своим игрушкам в детстве, наверное, естественное чувство, а вот любовь учителя к детям - необходимое условие его работы, требующее и знаний их психологии и физиологии, и душевных усилий. Но, если нет этой любви, трудно быть учителем, лучше выбрать себе другую профессию...

Бывает так, что полюбить ребенка трудно, ведь полюбить его - не значит принять все его шалости, капризы, а порою и дерзости. Вспоминаются слова Шалвы Александровича Амонашвили, автора идеи гуманной педагогики. Он говорит, что на ребенка нужно смотреть через призму времени и видеть его не таким, какой он сейчас, а таким, какой он будет через пятнадцать лет. А через пятнадцать лет он встретится с вами и поздоровается радостно, потому что вы - часть его биографии, часть его детства, где вы его, лодыря и хулигана, любили, учили и пытались наставить на истинный путь...

Да, через пятнадцать лет, он, может, и подбежит ко мне радостно, и, может, даже извинится за свое поведение, но что делать с ним сегодня, сейчас? - спросите вы. Главное, не ошибиться. Это он, ребенок, имеет право на ошибку, а мы, взрослые, нет. Вспомним еще раз Амонашвили, который советует обращаться к совести ребенка - к его чистой, еще ничем тяжким не обремененной совести. Нужно суметь пробудить ее, чтобы ребенок понял, что вы его ругаете не потому, что он плохой и вы его не любите, а потому, что он поступил плохо и вы за него переживаете.

Дети - это лучшая часть человечества, ибо они олицетворяют его поступательное движение вперед, его развитие, его прогресс. Они должны быть лучше нас, ибо они - наше будущее. Учеба - это ежедневный и, прямо скажем, нелегкий труд, и поэтому он должен быть интересным. Да, им должен управлять вечный двигатель детства - естественный детский интерес. Вспомним слова М.Волошина:

Ребенок - непризнанный гений

Средь буднично серых людей.

Вспомним и великого Толстого, считавшего, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Задача учителя не может сводиться к передаче интеллектуального капитала молодому поколению, ибо сегодня это капитал, а завтра - устаревший хлам, оставшийся во вчерашнем дне. Научить ученика учиться, черпать знания из окружающего информационного поля - вот в чем я всегда видела свою задачу как педагога. Именно это позволяет выпускать из школы не только образованных, но и интересных, конкурентоспособных людей, умеющих ставить жизненные цели и вырабатывать алгоритм их достижения.

«Усилиями» собственной «мысли» позволяет приобретать знания технология научно-исследовательской учебной деятельности, которая для меня является ведущей.

Конечно, какой бы эффективной ни была та или иная технология, она одна не может быть педагогической панацеей, делающей любого учителя совершенным, а любого ученика - талантливым. Однако бесспорно то, что каждый ребенок имеет врожденные задатки, которые можно развить в способности. Бесспорно и то, что выявить их и работать над развитием нелегко, но только так обучение из скучного и трудоемкого процесса превратится в творчество — совместное творчество ученика и учителя, приносящее одному удовольствие, а другому - удовлетворение.

Я преподаю в школе русский язык и литературу. Великий русский язык – плод коллективного сознания великого народа, и русскую литературу – сокровищницу общечеловеческих ценностей, высокой нравственности и гуманизма. Обучая детей этим предметам, всегда ставлю перед собой сверхзадачу: мои ученики должны понимать высказывание Тургенева из известного стихотворения в прозе «Русский язык». «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - вот оно, это высказывание.

Погружаясь в стихию родного языка или произведения отечественной классики, созданного на нем, ребенок должен ощущать гордость за свою причастность к народу, сумевшему создать «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Где же, как не на наших уроках, маленький человечек должен становиться Человеком, гражданином и патриотом своей страны? Где же он должен постигать и проецировать на себя особенности национального русского характера?! Понимать нравственный потенциал русского православия?

За тридцать с лишним лет мне ни разу не пришла в голову мысль оставить мою профессию, я ни разу ей не изменила. Так, в меру моих сил и способностей, я служу Отечеству.

 

Елена Лисенкова

Оставить комментарий